Цифровизация ЖКХ
Аналитики считают, что основным драйвером ИТ-потребления в области жилищно-коммунального хозяйства станет необходимость соблюдения регулирующих правил и сокращения издержек.
Основная статья: ЖКХ в России
ГИС ЖКХ
Основная статья: ГИС ЖКХ
Цифровизация водоснабжения
Основная статья: Цифровизация водоснабжения
Интернет вещей в ЖКХ
Основная статья: Интернет вещей в ЖКХ
ERP в ЖКХ
- Регламент информационного обмена в сфере ЖКХ
- Необходимые и достаточные функции ERP-систем для энергетиков и ЖКХ
- ERP-вендоры в российской энергетике и ЖКХ
- Крупнейшие ERP-интеграторы в российской энергетике и ЖКХ
- Возможности ИТ в повышении эффективности сферы ЖКХ
В России
2024
ФАС получила ₽546 млн на цифровизацию регулирования тарифов ЖКХ и электроэнергетики
Федеральная антимонопольная служба России в декабре 2024 года получила финансирование в размере ₽546 млн на развитие Федеральной государственной информационной системы «Единая информационно-аналитическая система» для цифровизации регулирования тарифов в сфере ЖКХ, электроэнергетики и фиксированной телефонной связи. Подробнее здесь.
Минцифры создает платформу для цифровизации коммунальных сетей в России
1 октября 2024 года Минцифры РФ совместно с Минстроем РФ анонсировало проект цифровой платформы для управления коммунальными сетями. Речь идет о создании типового решения для управления ресурсоснабжением в регионах.
О проекте рассказал замминистра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик. По его словам, планируется оцифровать все сети тепло-, водо-, электро- и газоснабжения. Внедрение цифровой платформы позволит понимать, как были использованы деньги в конкретный период времени. Это даст возможность оптимизировать затраты и повысить эффективность строительства коммунальной инфраструктуры.
Мы должны … с коллегами из Минцифры сформировать условия типовой платформы ресурсоснабжения. Может быть даже в некоторых регионах на уровне градопланирования это связать — ресурсоснабжающие организации и стройку. Чтобы четко понимали: сколько у нас с вами сетей, какого они качества, — сказал Михайлик. |
По его словам, в РФ не хватает связи между ресурсоснабжающими организациями и строительными проектами, и в некоторых субъектах она реализована только на уровне градостроительного планирования. Новая платформа станет основой для цифровизации сетевых активов, контроля инцидентов и оценки эффективности вложения средств — как государственных, так и частных. Замминистра добавил, что завершение строительства — не конец жизненного цикла для объекта, важен также процесс его дальнейшей эксплуатации.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
В 2025 года в России планируется начать программу модернизации коммунальной инфраструктуры: затраты из федерального бюджета на эти цели в течение трех лет оцениваются в 180 млрд рублей. Около 154 млрд рублей предлагается направить на ликвидацию аварийного жилищного фонда. Еще 152 млрд рублей пойдет на восстановление объектов коммунальной и жилищной инфраструктуры в новых регионах. [1]
Умные очистные, цифровой водоканал Донбасса. 12 проектов ЖКХ объёмом 4 млрд рублей претендуют на статус особо значимых
19 сентября 2024 года состоялся демодень индустриального центра компетенций «ЖКХ» (ИЦК «ЖКХ»). Замглавы Минстроя Константин Михайлик на демодне сообщил, что запущена вторая очередь отбора проектов, которые претендуют на статус особо значимых для реализации в рамках ИЦК. Несколько проектов новой волны претендуют на грантовое финансирование. В рамках первой очереди, в отличие от второй, на грант претендовал только один проект.
В декабре отобранные проекты рассмотрит правкомиссия по ИТ, и новый перечень особо значимых проектов с учётом существующей первой очереди и второй очереди будет утверждён.
К 2030 году либо мы перестроим ландшафт ЖКХ и ландшафт цифрового строительства, либо коллеги, вернувшиеся на рынок, застроят его за нас, — отметил Константин Михайлик. |
Заместитель гендиректора «Т Плюс» по технической политике и инжинирингу, зампред ИЦК «ЖКХ» Александр Фролов привёл данные, что на получение статуса особо значимого проекта уже подали заявки 12 проектов, общий объём финансирования которых оценён в 4,188 млрд рублей, из них 5 проектов объёмом 1,48 млрд рублей — претенденты на грантовое финансирование.
В числе кандидатов в проекты второй очереди: цифровое управление строительством от компании «Осмокод»; умные очистные, заказчиком которых выступает «Концессии водоснабжения Геленджик»; облачная платформа по автоматизации взыскания задолженности «ЮрРобот»; цифровая платформа управления коммунальным комплексом ГУП МО «КСМО» и др. 3 из 12 проектов поданы от «Т Плюс», одного из якорных заказчиков в рамках ИЦК «ЖКХ».
А один из 12 проектов, подавших заявки, предназначен для Донбасса. Он направлен на импортозамещение зарубежного ПО на российское в рамках реализации стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и госуправления ДНР с целью исключения возможности нарушения деятельности объектов жизнеобеспечения и населения и обеспечения цифровой безопасности. Заказчиком проекта выступает ГУП ДНР «Вода Донбасса».
После того, как формирование портфеля проектов второй очереди будет завершено, планируется предоставить отчётность и заниматься определением механизмов финансирования отобранных проектов.
Что касается проектов первой очереди, отобранных ранее, у некоторых из них в 2024 году заканчивается срок реализации, а некоторые входят в активную фазу в 2025-2026 гг. Стоит вопрос, стоит ли их корректировать с учётом текущей экономической ситуации и вызовов в отрасли, которых довольно много, отметил Константин Михайлик.
По состоянию на сентябрь заканчивается формирование нацпроекта «Инфраструктура для жизни», который является достаточно большим и по деньгам, и по значимости. В нём есть раздел, связанный с ЖКХ, который направлен, в первую очередь, на то, чтобы обновить существующие мощности, но обновление мощностей без соответствующей интеграции цифровых решений невозможно, добавил замминистра.
В рамках демодня представители ИЦК ЖКХ рассмотрели не только проекты в рамках своего центра, но и коллег из «дружественных» ИЦК — «Энергетика», «Химия» и др., которые так или иначе касаются вопросов управления ЖКХ.
Роботы для уборки улиц и диагностики водопровода. Как цифровизация преобразует ЖКХ в России
В России по состоянию на начало 2024 года продолжается активная цифровизация сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Речь идет о внедрении средств искусственного интеллекта, решений Интернета вещей (IoT), роботизированной техники для уборки улиц и других автоматизированных систем, о чем говорится в материалах, опубликованных в конце апреля 2024 года.
Как сообщает «Российская газета», в проекте «Умный город» по цифровизации городского хозяйства к началу 2024-го участвуют более 200 населенных пунктов РФ с количество жителей свыше 100 тыс. человек. Наиболее активно цифровые технологии внедряются в мегаполисах. В частности, в Москве суммарная протяженность коммуникаций составляет примерно 170 тыс. км: это более 115 тыс. км электросетей, свыше 16,6 тыс. км теплосетей, а также более 13 тыс. км водопроводных труб. Диагностикой таких систем все чаще занимаются специальные роботы, благодаря чему снижается нагрузка на персонал и устраняется человеческий фактор при выявлении возможных проблемных участков. Например, специалистам «Мосводоканала» роботы помогают не только оценивать техническое состояние труб, но и устранять повреждения. Похожие устройства применяются для мониторинга водосточной сети, трубопроводы которой часто труднодоступны для человека.
Отмечается, что цифровизация в сфере ЖКХ помогает городам обеспечивать эффективную и бесперебойную работу коммунальных служб, а жителям — оперативно решать бытовые вопросы. При этом растет востребованность онлайн-сервисов в сфере ЖКХ. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, цифровизация рассматриваемого сектора — это один из приоритетов в развитии информационных технологий в столице.
В конечном счете цифровизация и масштабное внедрение искусственного интеллекта сделают наш город более современным и удобным для жизни, — говорит Собянин. |
Кроме того, на московских улицах работают роботизированные уборочные комбайны, которые способны без присутствия человека поддерживать чистоту в любое время года. Зимой такие машины могут чистить снег и посыпать тротуары противогололедными реагентами, осенью — убирать листву, а летом — подметать улицы. В оснащение робота входят всевозможные датчики и камеры, которые позволяют ему ориентироваться в пространстве, распознавать объекты и препятствия. Машина может функционировать полностью самостоятельно и под управлением оператора. В целом, по мнению экспертов, по мере внедрения в коммунальное хозяйство умной техники необходимость в ручном труде будет снижаться.
Дворник будущего — это не уборщик, а оператор, координирующий и контролирующий работу беспилотной техники. Он будет обладать достаточными компетенциями для незначительного профилактического или срочного ремонта, для настройки и отладки, — говорит президент компании «Меркатор Холдинг» Александр Белогорцев. |
В рамках Индустриального центра компетенций «Жилищно-коммунальное хозяйство» определены 12 проектов по импортозамещению программного обеспечения с суммарным бюджетом около 6,1 млрд рублей. Это, в частности, платформа управления умными домами, которой могут пользоваться девелоперы, управляющие организации, органы муниципальной и федеральной власти, надзорные органы, сервисные компании, резиденты и посетители зданий, ресурсоснабжающие организации. Кроме того, упоминается сервис по передаче ключей для квартир «Сделка.рф»: он в числе прочего позволяет застройщику оповещать о приемке квартир и дает возможность записывать собственников в онлайн-режиме.[2]
2023
Объем мирового рынка цифровых технологий для ЖКХ за год вырос на 8%, до $317,43 млрд
По итогам 2023 года затраты на глобальном рынке цифровых технологий для ЖКХ достигли $317,43 млрд. Показатель предыдущего года, когда расходы в данной сфере оценивались в $293,13 млрд, превышен примерно на 8%. Об этом говорится в исследовании Market Research Future, результаты которого представлены в середине ноября 2024 года.
Сектор интеллектуальных коммунальных услуг демонстрирует устойчивый рост, обусловленный несколькими ключевыми факторами. Это, в частности, потребность в эффективном управлении энергопотреблением. Такие цифровые технологии, как умные счетчики и системы контроля сетей, позволяют снижать потребление ресурсов, а следовательно, экономить средства. Кроме того, акцент на устойчивости и увеличивающийся спрос на возобновляемые источники энергии подталкивают предприятия к внедрению более интеллектуальных решений.
Еще одним драйвером названы технологические достижения. Инновации во многих областях, включая системы хранения энергии и инфраструктуру учета, позволяют коммунальным организациям лучше управлять распределением и потреблением ресурсов. Эти достижения не только повышают надежность энергоснабжения, но и способствуют бесшовной интеграции возобновляемых источников энергии, что является приоритетом для многих стран, стремящихся перейти к более экологичным решениям.
Правительственная политика и нормативные акты также стимулируют переход к цифровым технологиям в сфере ЖКХ. Многие страны по всему миру вводят специальные программы финансирования и законодательные требования, направленные на внедрение интеллектуальных коммунальных услуг. Эти инициативы не только способствуют повышению эффективности, но и поддерживают дальнейшее развитие возобновляемых источников энергии и внедрение стратегий, нацеленных на нулевые выбросы углерода.
Авторы исследования выделяют пять ключевых сегментов на рассматриваемом рынке: это умные счетчики, передовые инфраструктуры учета, системы управления распределением ресурсов, автоматизация сетей и технологии интеллектуальных сетей. В 2023 году на первое из перечисленных направлений пришлось $85 млрд, на второе — $60 млрд. Средства управления распределением ресурсов обеспечили около $40 млрд, а автоматизация сетей — $75 млрд. Вклад интеллектуальных сетей электроснабжения оценивается в $57,43 млрд. Синергия между этими технологиями имеет большое значение для трансформации управления коммунальными услугами. Ключевыми игроками отрасли названы:
- IBM;
- Oracle;
- Landis+Gyr;
- S&C Electric Company;
- Trimble;
- Honeywell;
- Cisco;
- Siemens;
- Eaton;
- Itron;
- General Electric;
- Amdocs;
- Schneider Electric;
- Accenture;
- Ericsson.
Северная Америка лидирует в географическом плане с затратами на уровне $120 млрд в 2023 году. Далее следует Европа с оценкой $90 млрд, а замыкает тройку Азиатско-Тихоокеанский регион с $70 млрд. В Южной Америке расходы зафиксированы в размере $25 млрд, тогда как вклад Ближнего Востока и Африки составил примерно $12,43 млрд. В целом структура рынка интеллектуальных коммунальных услуг подчеркивает динамическую среду, на которую влияют технологические достижения и меняющиеся модели потребления электроэнергии.
По итогам 2024 года выручка в сегменте цифровых технологий для ЖКХ оценивается в $343,74 млрд. Аналитики Market Research Future полагают, что в дальнейшем среднегодовой темп роста в сложных процентах (показатель CAGR) составит 8,29%. В результате, к 2032 году затраты в глобальном масштабе могут увеличиться до $650 млрд.[3]
В Минцифры РФ рассказали о главных проблемах цифровизации ЖКХ
В августе 2023 года в Минцифры рассказали о проблемах, с которыми сталкивается цифровизация жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в стране. Данная сфера остается одной из наименее цифровизированных, что значительно затрудняет управление и эффективность предоставляемых услуг.
Как пишет CNews, одной из проблем является отсутствие единого регулятора и стандарта данных в сфере ЖКХ. Представитель Минцифры Олег Алексеенко на одном из форумов в Калуге в августе 2023 года отметил, что управление ЖКХ напоминает «езду на автомобиле с несколькими водителями, между которыми выстроены стенки и отсутствует взаимодействие». Наличие разобщенных данных и отсутствие синхронизации между различными ведомствами, такими как Минэнерго, ФАС и Минстрой, приводит к дублированию усилий и неэффективности.
Отсутствие систематизированной и автоматически собираемой информации о состоянии объектов капитального строительства (ОКС) также является значительным препятствием. Низкая технологическая связанность и непрозрачность работы управляющих компаний затрудняют принятие обоснованных решений по проведению ремонтных работ и обслуживанию многоквартирных домов (МКД).[4]
Как рассказали в Минцифры, в части цифровизации ЖКХ ведомство ведет работу над четырьмя сервисами. В рамках Платформы цифровой коммунальной инфраструктуры будут созданы цифровые паспорта объектов коммунальной инфраструктуры теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, с учётом их инженерных, экономических и натуральных показателей. Сервис станет единой точкой сбора данных и обеспечит синхронизацию между органами власти и участниками отрасли, уточнили в министерстве.
В рамках сервиса технического учета состояния и обслуживания МКД, планирования капитального и текущего ремонта МКД будут сформированы электронные паспорта многоквартирных домов на основании данных, полученных от региональных операторов капитального ремонта. Консолидация таких паспортов позволит грамотно планировать работы по капитальному ремонту.
Еще один сервис — «Цифровая аварийно-диспетчерская служба». Он предполагает систему сбора и обработки обращений граждан при возникновении аварийных ситуациях, учет и контроль аварийных работ, а также превентивное выявление нарушений, автоматическую генерацию уведомлений управляющим организациям и гражданам и автоматизированное направление критических случаев в ГЖИ.
Платформа по благоустройству обеспечит прозрачность проведения работ по благоустройству территорий путем создания цифровых паспортов объектов благоустройства, с отображением таких объектов на интерактивной карте. В паспортах будет отражена вся информация об объектах, история проведения работ над объектами и информация об исполнителе работ.
Запущено 12 госпроектов импортозамещения ПО в ЖКХ на 6,1 млрд рублей
24 января 2024 года стало известно о том, что в рамках Индустриального центра компетенций «Жилищно-коммунальное хозяйство» (ИЦК ЖКХ) определены 12 проектов по импортозамещению программного обеспечения в соответствующей сфере. Их суммарный бюджет оценивается в 6,1 млрд рублей.
Как сообщает CNews, речь идет об особо значимых проектах (ОЗП). Один из них — платформа управления «умными домами» Ujin, которая создается компанией «Юникорн» по заказу группы компаний «Самолет». Продуктом пользуются девелоперы, управляющие организации, органы муниципальной и федеральной власти, надзорные органы, сервисные компании, резиденты и посетители зданий, ресурсоснабжающие организации. Ujin планируется преобразовать в операционную систему, которая позволит сторонним разработчикам создавать на платформе собственные модули интеграции и сервисы для пользователей. Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) выделил на проект грант в размере 258 млн рублей.
Еще одна инициатива — сервис по передаче ключей для квартир «Сделка.рф». Эта платформа решает задачу последнего этапа по покупке квартир и частично замещает функциональность решений Microsoft Dynamics и Salesforce. «Сделка.рф». позволяет застройщику оповещать о приемке квартир и дает возможность записывать собственников онлайн.
Три ОЗП прорабатывает компания «Сигма» по заказу «Интер РАО». Это корпоративная система управления нормативно-справочной информацией ЖКХ КСУ НСИ, автоматизированная информационная система стандартных процессов ЖКХ «ТОРО-Супа», а также платформа автоматизации процессов биллинга и CRM для ЖКХ для решения специфических отраслевых задач.
Четыре проекта реализуются в интересах холдинга «Т Плюс» его дочерней структурой «ИТ Плюс». В их число входят: комплексная система оптимизационного моделирования и управления эффективностью теплоснабжения; системы ПТК АСУ ТП ПГУ (программно-технический комплекс автоматизированных систем управления газогенераторными установками); единая система централизованного диспетчерского контроля и управления тепловыми сетями SCADA; ЖКХ «Билинг» и CRM.
Два ОЗП реализуются в интересах компании «Ситиматик»: единое облачное решение для региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами и портал «Мой чистый регион». А по заказу «РКС Холдинга» создается единая централизованная система расчетов с абонентами в рамках проекта «Цифровой водоканал», включающая начисление и контроль платежей.[5]
Российские энергокомпании и предприятия ЖКХ стали активнее использовать отечественное ПО
Российские энергокомпании и предприятия ЖКХ в последние два года стали еще более активно использовать отечественные программные решения для цифровизации своей деятельности. В частности, по данным исследования, проведенного аналитиками АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в Госкорпорацию «Росатом»),с 2020 по начало 2023 года доля российского ПО в закупках предприятий сектора ресурсоснабжения выросла с 60% до 80%. Соответственно, доля западных решений стремительно сокращается. Тренд обусловлен государственными мерами по достижению технологического суверенитета, а также стимулированием использования продукции российских программистов на фоне продолжающейся цифровой трансформации отрасли. Об этом 16 мая 2023 года сообщили представители АО «Русатом Инфраструктурные решения». Подробнее здесь.
2022: Минстрой решил добавить расходы на цифровизацию ЖКХ в тарифы на тепло и воду
В конце июля 2022 года стало известно о решении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ добавить расходы на цифровизацию ЖКХ в тарифы на тепло и воду. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники, а также на представителя ведомства. Последний отметил, что инициатива позволит включать в инвестиционные программы компаний «ИТ-мероприятия, в том числе умные системы учета».
Рост тарифов на воду и тепло может помочь Минстрою провести масштабную цифровизацию строительной отрасли и ЖКХ стоимостью 393 млрд рублей до 2030 года. Она предусматривает установку типовых систем управления снабжением ресурсами, включая интеллектуальные приборы учета, умные датчики, системы контроля зданий и тому подобное оборудование. Цифровые системы снизят аварийность инфраструктуры и повысят срок ее службы, считают в Минстрое.
Добавляется, что поправки «не повлияют на величину тарифов на коммунальные услуги для населения, поскольку индексы изменения платы граждан утверждаются в конце года распоряжением правительства».
В ФАС изданию заявили, что не поддерживают изменение принципов предельных индексов платы россиян, а меры защиты потребителей от необоснованного роста цен на ЖКХ должны оставаться прежними. В ведомстве отметили, что возможность учета затрат на цифровизацию предусмотрена в законе, но нужно обосновать ее необходимость.
В Совете производителей энергии поддерживают возможность учета в тарифе расходов на внедрение и эксплуатацию цифровой инфраструктуры. К июлю 2022 года возможность «включения таких расходов в тариф напрямую не предусмотрена», утверждают там. Регулирование тарифов не меняется и сохраняется ограничение роста тарифа индексом изменения размера платы граждан, говорят в ассоциации. [6]
2021
Минстрой оценил экономию на платежах от цифровизации ЖКХ в 50 млрд рублей
8 декабря 2021 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ обнародовало свою оценку эффекта от запуска информационных технологий в отрасли ЖКХ.
Внедрение новых сервисов позволит снизить издержки отрасли за счет сокращения комиссий и сборов при платежах до 50 млрд рублей, увеличить рост инвестиций за счет сокращения издержек, обновления и развития инфраструктуры, ускорить развитие конкурентной среды на рынке ЖКУ и уменьшить уровень социальной напряженности за счет развития прозрачных отношений граждан и поставщиков услуг, — заявил замминистра строительства и ЖКХ России Константин Михайлик. |
Кроме того, по его словам, цифровизация ЖКХ открывает новые возможности для компаний. В пресс-службе Минстроя добавляют, что запуск новых сервисов предоставят россиянам дополнительные возможности по контролю за качеством оказания коммунальных услуг и информированию о правах на выплаты.
Другие преимущества цифровизации — перевод услуг в электронный вид, проведение собраний собственников жилья онлайн и выбор поставщиков в маркетплейсе коммунальных услуг, отметили в ведомстве.
Ранее в 2021 году министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин отметил, что задача стратегии развития строительного комплекса, ЖКХ и проектных работ связана с цифровой трансформацией.
Естественно, мы идем в сторону так называемых умных решений. Вопрос по ценам, конечно. Нужно оснастить датчиками все имеющиеся системы, любые объекты, просто цена будет высокая. По данным регионов, в стране насчитывается более 1,6 млн объектов ЖКХ. Но переходить к умным технологиям необходимо. Они уже внедряются и в ЖКХ, и активно в новом строительстве, и показывают хорошие результаты, — говорил министр. |
В числе стратегических целей Минстроя к 2030 году - сокращение периода восстановления поставки коммунальных ресурсов после аварийных ситуаций в два раза за счет цифровых процессов управления, снижение на 15% потребления энергии при производстве и транспортировке коммунальных ресурсов.[7]
«Дом.РФ» представил стратегию цифровой трансформации жилищной сферы
В середине июля 2021 года «Дом.РФ» представил стратегию цифровой трансформации жилищной сферы, которую он представляет в качестве Единого института развития. Документ охватывает период 2021-2024 гг. Подробнее здесь.
Правительство хочет перевести ЖКХ на российское IoT-оборудование
18 марта 2021 года стало известно о планах Правительства РФ ввести обязательное требование к использованию только российских устройств интернета вещей (IoT) для сбора данных в ЖКХ, пожарной и экологической безопасности. Соответствующая мера указана в плане поддержки российской ИТ-отрасли, направленном вице-премьеру Дмитрию Чернышенко на согласование. Подробнее здесь.
2020
Цифровизация в ЖКХ: Минстрой переведет всю документацию на жилые дома в электронный вид
В начале июля 2020 года стало известно о масштабной цифровизации сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в России. Минстрой намерен собрать в общей электронной базе документацию на жилые дома, сообщается в проекте постановления кабмина о новых правилах для управляющих компаний. Подробнее здесь.
В России запускается единая система мониторинга устранения аварий на объектах ЖКХ
В середине мая 2020 года стало известно о создании в России единой системы мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Подробнее здесь.
2018
Правительство одобрило новую модель контрактов по установке счетчиков
29 октября 2018 года председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление, позволяющее заключать договоры жизненного цикла (КЖЦ) при закупках систем учета энергоресурсов и коммунальных услуг: водо-, тепло-, электросчетчиков.
Раньше такой механизм контрактов в этой сфере законодательно не был предусмотрен. Можно было приобретать приборы учета и системы по 44-ФЗ о госзакупках. В этом случае работоспособность системы учета и счетчиков гарантируется только в пределах срока предоставляемой гарантии на оборудование. Точность данных и непрерывность процесса измерения при этом не гарантируются, говорится в пояснении к постановлению на сайте правительства.
В рамках контрактов КЖЦ установщики будут отслеживать гарантийные сроки счетчиков, проверять точность показаний, устранять неполадки и в целом контролировать, как функционирует система учета на протяжении всего технологического и жизненного цикла.
Потребителям, у которых они будут устанавливаться, не придется отслеживать показания и заниматься поверкой приборов. Таким образом, это возлагается именно на сами организации – компании, которые устанавливают подобные ресурсы, - пояснил суть нового постановления Медведев |
Применение механизма КЖЦ, по мнению инициатора постановления - Минстроя, позволит расширить инструменты финансирования проектов оснащения приборами учета и создания систем учета энергетических и коммунальных ресурсов.
Кроме того, механизм КЖЦ позволит обеспечить технологическую преемственность, последовательность создания системы и ее дальнейшей эксплуатации и, как следствие, гарантированную работоспособность и достоверность данных в течение всего жизненного цикла.
По состоянию на октябрь 2018 года, по данным Минстроя, уровень оснащенности приборами учета в России составляет в зависимости от вида энергоресурсов и региона от 20% до 80%.
КЖЦ - относительное новшество законодательства в сфере госзакупок в России: нормативное регулирование этот термин получил в 2014 году в 44-ФЗ. Фактически он представляет собой одну из форм госзакупок. В практике многих других стран такая форма контрактов успешно и обширно применяется длительное время, где она реализуется как разновидность взаимовыгодного партнерства государственных, муниципальных и предпринимательских субъектов.
КЖЦ – контракт на приобретение товара или работы, их дальнейшее обслуживание, ремонт, эксплуатацию, уничтожение товара (объекта), в рамках которого поставщик обеспечивает сервис в течение «срока жизни» объекта.
Применение механизма КЖЦ является опциональным и имеет ряд преимуществ и рисков для подрядчика и заказчика.
Одно из преимуществ для подрядчика - гарантия поступления платежей поставщику в течение всего срока действия соглашения со стороны заказчика, которое, как правило, заключается на длительные сроки.
В качестве примера при разборе понятия КЖЦ эксперты приводят закупку Администрации г. Нижний Тагил на услуги создания и обслуживания наружного освещения.
Начальная цена закупки составляла 12,5 млрд рублей. Договор был заключен с АО «ПО "УОМЗ " ИМЕНИ Э.С. ЯЛАМОВА» на сумму 9,37 млрд рублей. Сумма обеспечения сделки составила 15% от НМЦК. Соглашение действует до конца 2042 года и предусматривает платежи по нескольку сотен миллионов рублей в год.
Однако проблемным для КЖЦ является момент применения бюджетного законодательства о финансировании на длительный срок: Бюджетный Кодекс РФ ограничивает оплату госконтрактов трехлетними сроками. КЖЦ не является исключением. Таким образом, вопрос с финансированием КЖЦ внятно пока не решен.
Для заказчика, в свою очередь, преимуществами можно назвать тот факт, что в рамках сделки реализуются сразу несколько этапов жизни продукции, и все проектные и технические решения в отношении предмета закупки, в том числе связанные с этим риски, принимает подрядчик[9]. Кроме того, в рамках таких контрактов, как правило, изначально исполнитель самостоятельно привлекает инвестиции в проект. Финансирование со стороны госзаказчика начинается после выполнения определенного объема работ.
Вместе с тем, привязку к единому подрядчику можно отнести к рискам для заказчика. В случае если его что-то перестанет устраивать, сменить подрядчика будет сложнее.
Интерес крупного бизнеса к технологиям ЖКХ
В 2018 году бизнесмены-партнеры Игорь Ротенберг и Андрей Шипелов стали совладельцами компании «Современные Радио Технологии» (СРТ) - производителя датчиков и сетевых решений для интернета вещей под брендом «Стриж», применяемых в системах телеметрии в сферах ЖКХ, безопасности, «умных» городов и сельского хозяйства. Совокупная доля в 80% перешла к ним от Андрея Синицина.
В 2018 году также гендиректор девелоперской группы компаний Coalco Александр Кузнецов получил 13% компании "Вавиот", занимающейся схожими с СТР разработками. На сайте Coalco "Вавиот" указан в числе ключевых проектов, которыми занимается девелоперская группа. Подробнее здесь.
В мире
2012
Расходы на ИТ в ЖКХ
По прогнозам IDC[10], Says IDC Energy Insights , совокупные расходы на ИТ предприятий отрасли ЖКХ Западной Европы на конец 2012 года составят $10,5 млрд, причем большая часть этой суммы (62,1%) будет израсходована на ИТ-сервисы (более $6,5 млрд).
К 2016 году компании ЖКХ будут тратить на информационные технологии до $13 млрд, среднегодовой темп прироста этого показателя составит 5,1% на ближайшие пять лет.
Что касается отдельных сегментов, то в перспективе до 2016 года наиболее быстрыми темпами будут увеличиваться расходы на программное обеспечение: в среднем на 7,2% в год, так что они достигнут $3,1 млрд к 2016 году. Расходы на ИТ-сервисы будут расти на 4,9% в год, расходы на оборудование – на 3,1% в год в ближайшие пять лет.
По словам экспертов IDC, необходимость сокращения расходов и достижения операционной эффективности в совокупности с требованиями соблюдения энергетических и прочих регулятивных норм продолжат стимулировать инвестиции ЖКХ компаний в ИКТ.
Интересно, что на электроэнергетические компании в 2012 годы придется максимальный объем ИТ-расходов среди всех компаний отрасли ЖКХ: 66,9% или $7 млрд. На поставщиков газа и водоканалы - 16% и 13% ИТ-расходов.
См. также
- ИТ в энергетике и ЖКХ (аналитический отчет)
- Отчет: ERP в энергетике и ЖКХ: 139 проектов и 50 интеграторов
Примечания
- ↑ Минстрой и Минцифры создадут платформу для цифровизации коммунальных сетей
- ↑ Роботы-уборщики заменят дворников. Как цифровизация преобразует ЖКХ
- ↑ Smart Utilities Market Research Report
- ↑ Цифровизацию российского ЖКХ тормозят отсутствие единого регулятора и формата данных
- ↑ Изгнание SAP, Oracle и IBM из российского ЖКХ будет стоить властям 6,1 миллиарда
- ↑ Умные счетчики прикрутят к платежке
- ↑ Минстрой заявил, что цифровизация ЖКХ позволит снизить издержки отрасли до 50 млрд рублей
- ↑ Контракты жизненного цикла
- ↑ Контракты жизненного цикла
- ↑ Annual IT Spending by Western European Utilities to Surpass $13.0 Billion by 2016